?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про Столичную Часть 3

Во времена в СССР до 1994 г. право на товарный знак "Столичная" и все остальные экспортные знаки принадлежало Внешнеэкономическому объединению "Союзплодоимпорт" и оно, судя по уважению потребителей во всем мире, хорошо справлялось с раскруткой марки и поддержанием качества на должном уровне. Но когда не стало СССР, случилась катастрофа. Государство само отказалось от такой прибыльной монополии и позволило всем, кому не лень, разливать водку под маркой "Столичная". Госпатент СССР в 1991 году превратил товарный знак "Столичная" в простое наименование вида товаров.

Пострадали от этого все - и государство, и потребители, получившие шок от резкого снижения качества напитка, который стал поступать на рынок совершенно бесконтрольно от неведомых ранее производителей. Столичную делали все, с разным качеством, с разными этикетками.

К 1994 году ситуация стала настолько вопиющей, что на нее обратили внимание "сверху". Было решено, что у "Столичной" появится хозяин, Указ об этом пришел прямо из администрации Президента России. В качестве хозяина для всех экспортируемых марок водки была определена организация, скопировавшая прежнее название "Союзплодимпорт" (без одной буквы "О"), но находящаяся теперь в частных руках, являясь закрытым акционерным обществом. История основания ЗАО "СПИ" загадочна и запутана, многое скрыто, но, по мнению прессы, есть основание полагать, что реальным организатором этой компании был Б.Березовский. Фактически же компанией владеет Юрий Шефлер (ныне проживает в Великобритании).

После акционирования предприятия ВВО «Союзплодоимпорт», который владел торговой маркой, в 1991 году, знаки переходят к ВАО «Союзплодоимпорт» на основании правопреемства. В 1997 году бизнесмен Юрий Шефлер учредил ЗАО «Союзплодимпорт» и выкупил «Столичную» и другие знаки у ВАО «Союзплодоимпорт».

Stolichnaya в мире.

В 1999 году ЗАО «Союзплодимпорт» продало марку «Столичная» голландской компании Spirit International, входящей в SPI Group (также принадлежащую Юрию Шефлеру). В следующем году, право на реализацию «Столичной» на территории США купила британская компания Allied Domecq. Затем французская компания Pernod Ricard получила право на продажу Stolichnaya в нескольких странах мира в 2005 году, когда купила Allied Domecq, обладавшую лицензией на дистрибуцию Stolichnaya. После этого между Pernod Ricard и SPI был подписан новый договор, согласно которому французы получали права на дистрибуцию водки в большинстве стран мира и право на покупку бренда Stoichnaya, если SPI решит его продавать. Однако в 2008 году французы отказались от лицензии на дистрибуцию Stolichnayaв (Pernod Ricard решил не рисковать с приобретением бренда и судиться с Россией и осуществил сделку по приобретению водки ABSOLUT). SPI начало искать нового дистрибьютора.

В ноябре 2008 года было объявлено о том, что SPI Group достигла соглашение с компанией William Grant & Sons о дистрибуции Stolichnaya в Соединенных Штатах. Американская компания Charmer Sunbelt Group (CSG), дистрибутор алкоголя, объявила о   том, что она будет субдистрибутором водки Stolichnaya в Нью-Йорке, Делавэре, Мэриленде, Округе Колумбия, Виржинии, Южной Каролине, Флориде и Колорадо.  Кроме того, весь портфель William Grant & Sons, включая Stolichnaya, будет отдан для дистрибуции компании CSG в Пенсильвании.

Конфликт

Необходимо отдать должное ЗАО "СПИ" - оно сумело навести определенный порядок в производстве и продаже "Столичной" и в России. Благодаря их стараниям марка стала возрождаться и  вернула доверие потребителя - выпускать и распространять водку стали только надежные организации по лицензии, вкладывались немалые средства в продвижение. Но очень большой вопрос остается открытым - насколько деятельность ЗАО "СПИ" выгодна для России, весь ли потенциал знаменитой марки работает на государство? Олигарх, стоящий в тени ЗАО "СПИ" скорее всего, озабочен не сколько престижем марки и доходами бюджета страны, сколько собственным обогащением. Так как основные деньги за использование товарного знака "Столичная" можно получить от зарубежных распространителей водки, то здесь открываются широкие возможности для ловких аферистов утаивать деньги за рубежами России. По сведениям прессы ЗАО "СПИ" заявляло о 700 тысячах долларов в год, получаемых ими за весь десяток популярных водочных марок. Сравните, например, с доходами американской "Coca Cola"и, как говорится, почувствуйте разницу.

До смены высшей российской власти ситуация с правами на российские водочные брэнды во главе со "Столичной" измениться не могла, за то реформы В.В.Путина уже коснулись и этой проблемы. По информации газеты "Ведомости", в начале июля 2001 года Правительство издало засекреченное Постановление, "направленное на восстановление исключительных прав Российской Федерации на товарные знаки на алкогольную продукцию". Отобрать товарные знаки у ЗАО "СПИ" должны Министерство сельского хозяйства и прикомандированные к ним работники МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в 2001 году признал передачу знаков от ВВО к ВАО недействительной, Роспатент перерегистрировал знаки на государство в лице Минсельхоза РФ. В 2002 году Минсельхоз учредил федеральное казенное предприятие (ФКП) «Союзплодоимпорт», и распоряжением премьер-министра Михаила Касьянова права на использование марки Столичная перешли к созданному ФКП. С конца 2001 года за рубежом постоянно идут судебные процессы по возвращению под контроль ФКП прав на распространение марки «Столичная» и ещё нескольких известных водочных брендов за границей.

В настоящее время SPI владеет правами на продажу водок под марками Stolichnaya и Moskovskaya в большинстве стран мира. А ФКП «Союзплодоимпорт» владеет правами на распространение водки Stolichnaya в России. С конца 2001 года ФКП постепенно восстанавливает права РФ на эти марки за рубежом. В частности, с 2001 по 2010 годы «Союзплодоимпорт» провёл более 100 судебных процессов по возвращению прав на указанные товарные знаки. Положительных результатов ФКП «Союзплодоимпорт» достигло в Нидерландах, Болгарии, Румынии, Венесуэлле, Словакии, Бразилии и др. В июле 2003 года Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности признало законным владельцем международных товарных знаков Stolichnaya, Moskovskaya, «Лимонная», Zubrovka, Sibirskaya, «Русская», а также товарного знака Soviet Sparkling. В 2005 году суд города Роттердам (Нидерланды) вынес решение, согласно которому компания S.P.I. не является добросовестным приобретателем товарных знаков, зарегистрированных на территории стран Бенилюкса.

7 июня 2007 года Европейский суд по правам человека вынес решение о признании решений российских судов, на основании которых права на товарные знаки признаны за РФ, соответствующими Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

3 марта 2010 года Верховный суд Бразилии признал действительным на территории Бразилии решение Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 16.10.2001 г., согласно которому единственным правообладателем ряда государственных товарных знаков, в том числе Stolichnaya является ФКП «Союзплодоимпорт». Судебные дела идут и на территории США.

ПРОДАЖИ

Несмотря на юридические сложности, продажи Столичной в мире  от SPI в разы превышают продажи от ФКП Союзплодоимпорт. Посмотрим ежегодную статистику предлагаемую всем участникам алкогольного рынка журналом Drink International

Stolichnaya занимает 13 место в мире среди всех водок и 8 место среди интернациональных брендов и продаёт 3 000 000 9-ти литровых кейсов. Но в статистике видно, что неспокойная ситуация с правообладанием сказывается на объёмах продаж. С 2008 года бренд потерял 10%.